Благодарим сервер Тверской областной библиотеки
им. А.М. Горького
за предоставленные материалы.
Как и всюду, свадьба начиналась со знакомства парня и девушки. Для этого устраивались сборные посиделки. Они организовывались в каждой деревне. Девушки на три дня нанимали избу, приглашали девушек и парней из других деревень. Сами они стояли около печи или дверей, а парней сажали на скамейки и спрашивали, с кем из девушек они желают провести вечер. Парню приводили понравившуюся ему девушку и они весь вечер вместе сидели или танцевали. На посиделках договаривались о женитьбе. Парень делал предложение девушке, предварительно посоветовавшись со своими родителями, и договаривался с ней когда присылать сватов. Если парень был не уверен, что девушка на самом деле выйдет за него замуж, он просил, чтобы она дала ему «заклад»: шерстяной платок, золотое кольцо. Если парень посылал сватов и ему отказывали, то заклад оставался у него, и он потом пропивал его вместе с товарищами.
Иногда на посиделках парень делал предложение девушке, она давала согласие. И на следующий день собирала одежду и вместе с женихом уходила в его дом. Такая женитьба называлась «женился украдкой». «Женились украдкой» и по настоянию родителей. В этом случае свадьба "уходом" родственникам жениха и невесты давала возможность избежать лишних и непосильных свадебных расходов.
Вторым этапом свадебного обряда было сватовство.
В отдельных семьях отец единолично решал вопрос, кого призвать в качестве сватов и кому послать сватов, а в некоторых семьях эти вопросы решались на семейном совете и с участием сына. Прежде чем послать сватов, подбирали такую семью, которая по материальному положению соответствовала бы семье жениха. При этом учитывается и то, сколько братьев у жениха, какая доля ему достанется, если они будут делиться.
Свата (svuatto) выбирали или из родственников, или из самых хороших знакомых, который мог хорошо рассказать о женихе, о его положительных качествах и материальном положении. Родители невесты интересовались: сколько у родителей жениха земли, сколько скота, какая постройка, сколько братьев и сестер. Карельская поговорка гласила, что лучше иметь девять братьев, чем одну незамужнюю сестру. Сваты (svuatat) обязаны были договориться относительно приданого. Кроме одежды и денег, в приданое давали корову, а иногда и овечку. Как правило, свататься ходили жених и сват, а иногда и отец жениха.
Сватов всегда принимали любезно, сажали в передний угол над иконами, угощали чаем и водкой. Вместе с ними садились за стол мать и отец невесты. Девушка, обычно по прибытии сватов, куда-нибудь скрывалась из избы - в клеть, в горницу, к соседям, иногда в подполье. Проведя некоторое время в переговорах с родителями девушки, сваты начинали требовать, чтобы им показали невесту. Ее приводил кто-нибудь из ее родственников или соседка. И она должна была во время чаепития разливать им чай. Это было одним из способов испытания. Считалось «признаком нехозяйственности», если девушка при этом расплещет чай. Во время угощения в дом заходили девушки, подруги невесты. Они стояли около двери и величали невесту и жениха князем и княгиней. За это жених давал девушкам денег на семечки. Если не давал, что было очень редко, тогда девушки пели:
«Сваты, сваты сказали что богаты, а они не богаты, обуты в березовые
сапоги,
опоясаны лыком».
Прежде чем сваты уезжали домой, родители девушки договаривались с ними, когда они приедут смотреть дом жениха.
В заранее согласованное время родители невесты вместе с родственниками, иногда и невеста отправлялись к жениху. Осмотру подвергались дом, домашнее имущество и даже хозяйственные постройки, скот. Жених и его родня старались, естественно, показать товар лицом.
Закончив осмотр хозяйства жениха, стороны приступали к деловым переговорам: согласовывался вопрос о приданом, о дарах со стороны невесты, решался вопрос о «деньгах за голову» (piaraha), которые сторона невесты требовала с жениха. "Деньги за голову" рассматривались как плата родителям невесты за то, что они вырастили и воспитали ее.
Далее происходил обряд скрепления брачного договора, который обычно состоял из следующих действий: богомолья, собственно рукобитья, угощения и одаривания. Перед свадьбой невеста обходила родных, близких. Устраивалась «девичья баня» с расплетанием косы. После бани обычно устраивалось угощение для невесты и ее подруг. Невеста предлагала угощенье подругам, приговаривая : «Ешьте, милые подруженьки, последний ужин со мной».
Начиналась подготовка в венчанию.
Утром к дому невесты подъезжали дружки. Выходил отец невесты и приглашал их в дом, наливал им вина и пива. В это время мать и прибывшие родственники начинали расчесывать волосы у невесты. После этого брат невесты помогал ей обуться. Невеста плакала и причитала: «Куда вы меня одеваете, торопите к золотым венцам?» Когда невеста была одета к венцу, мать благословляла ее хлебом-солью, а отец -иконой. Невеста начинала молиться, плакать и причитала:
Вы мои дорогие и милые, Несравненные кормилицы, Не
прошу у вас я ни золота, ни серебра, Прошу у
вас благословения на счастье. Благословите меня в
последний раз Перед золотым венцом. Мне очень
тяжело расставаться Со своим
родным домом. |
Карелка-невеста (конец XIX - начало XX
в)
|
Подружки брали невесту за руки и обходили с ней вокруг стола, дружки шли впереди, потом выходили на улицу, усаживали невесту в сани и ехали в церковь. Предварительно жених договаривался со священником о времени венчания и об этом сообщал родным невесты. К этому времени ее привозили в церковь, где ее уже ждал жених. Жених с невестой становились на специально разосланный кусок материи, венчание происходило так же, как и в настоящее время. За службу священник и дьякон получали по полотенцу и кусок материи, на котором стояли жених и невеста.
После этого свадебная процессия ехала на лошадях, запряженных в сани, в дом невесты. С какой бы стороны они ни подъезжали к деревне, нужно было проехать через ворота, которые находились у околицы. Ребята загораживали их, не пропускали свадебную процессию, требовали деньги и водку за невесту. Жених расплачивался с ними. После этого заграждения снимались, и свадебная процессия ехала к дому. Лошадей не распрягали.
Дружки и гости входили в дом. Дружки плеткой крестили двери сеней и избы. Все садились за столы. Непременным угощением являлось пиво, водка, на закуску подавали селедку, пироги, грибы соленые, а иногда и мясо. Через некоторое время в избу пускали всех любопытных. Гости за столом сидели долго, вели разговоры, а посторонние наблюдали за ними. Затем гости начинали собираться домой и приглашали всю родню невесты поехать в дом жениха. Невесту одевали. Отец и мать с иконой и ковригой хлеба благословляли молодых. Затем они садились в саночки и ехали к жениху. Их там встречали его мать с иконой и отец с лукошком зерна, которым он осыпал молодых. По мнению родителей, чем больше пристанет зерен к жениху и невесте, тем счастливее они будут. В некоторых деревнях, когда жених и невеста выходили из саночек, мать жениха расстилала им под ноги шубу шерстью вверх, чтобы молодые жили богато. Потом гостей угощали.
После пиршества отец и мать жениха опять благословляли жениха и невесту и отправляли их спать в клеть. На другой день утром, когда молодые просыпались, в клеть входила мать жениха и бросала на пол горшок. Молодые собирали черепки. Потом шли в избу и садились на лавку. На колене невесте сажали маленькую девочку, она ей дарила поясок. Один из родственников жениха, чаще брат, бросал на пол деньги. Невеста подметала пол, собирала деньги и тому, кто их бросил, дарила носовой платок. Днем жених и невеста носили ушатом воду, а кто-нибудь пытался опрокинуть ушат, вылить воду. Невеста опять откупалась платком. На другой день мать и отец вместе с молодыми отправлялись в гости к родителям невесты. Там они гостили две дня.
После свадьбы невеста становилась снохой. И.Митропольский так описал положение снохи: «Вся семья, за исключением мужа, смотрит на сноху не как на близкую родственницу, а как на безответную рабу. Невестка - это семейная жертва! Она обязана всем служить и каждого почитать, но взамен ни от кого, кроме мужа, не встретит и тени сочувствия». Все тяжелые работы лежали на снохе. Постоянные упреки свекра, брань свекрови, насмешки золовок, неприязненное отношение одной снохи к другой и вдобавок постоянный труд - таким был удел молодых женщин в первые годы замужества. Жестокость обращения со снохой в некоторых семьях доходила до того, что сноха, работающая до упаду, не получала от свекра и свекрови, ни белья, ни обуви, никакой другой одежды, а должна была до самой смерти стариков одеваться в собственное платье из приданого. И все это делалось исключительного, из чисто варварского отношения карел, их взгляда на ничтожное значение женщины.
Молодица терпела такое положение до тех пор, пока ее муж не заслужит право голоса в семейной администрации. Иногда муж, видя жестокость своей семьи к жене, требовал раздела и начинал жить своим домом.
В карельской семье занятия мужа и жены резко разграничивались. Тяжелые работы (пахота, кошение сена, уборка хлебов, молотьба и тому подобное ) составляли обязанность мужа. Трудился он в основном летом. Зимой, если у него не было никакого ремесла, он занимался только приготовлением дров, лучины, строевого леса. В основном он отдыхал и карелки такое состояние мужа определили так: идюув киугуалла - солодеет на печи. Жены-карелки сушили и гребли сено, жали, заготавливали ягоды и грибы, готовили пищу, обшивали семью, ткали и вышивали и занимались уборкой дома.
Назад
|